Когда я взглянул на описание игры Braid, созданной стараниями студии Number None, никаких эмоций, кроме сарказма, не испытал. Ну, правда, как еще можно отнестись к желанию разработчиков сделать двухмерный платформер, взяв за основу базовый принцип Супер Марио? Это в наше-то время, когда разработчики через одного твердят об играх, как о новом виде интерактивного искусства…
И все же, я ее установил. То ли на ретро-стиль потянуло (кстати, игра вышла в 2009-м), то ли просто любопытство встало в позу голодающего шахтера и потребовало новых впечатлений, неважно. И, честно сказать, после запуска игры я пребывал в легком шоке от увиденного. Почему? Попробую объяснить.
Созвездие Лебедя предрекает полет…
Во-первых, очень удивила картинка. Нет, тут нет никакого подвоха, это действительно двухмерная рисованная графика. Но от любого представителя подобной графики она отличается так же, как картины Клода Моне от картин любого провинциального художника того периода, и о котором сейчас, как о художнике, помнит, разве что его пра-пра-правнучка.
Во-вторых, геймплей. Все оказалось далеко не так просто и банально. Кроме двух направлений бега, возможности лазить по лестницам и прыжка, есть еще одна важная функция – отмотка времени. По-началу кажется, что единственное ее применение – это возвращение героя в мир живых в случае его гибели посредством падения на шипы или встречи с «зайчиком грызучим, обыкновенным». Но именно эта функция и лежит в основе всех игровых головоломок.
Пушистые, конечно, но кусаются – будь здоров.
Все дело в том, что некоторые предметы не подвластны этой вашей способности. Это может быть что угодно, на каждом уровне это разные предметы (они светятся зеленым). И ваша задача – найти этим особенностям применение.
Например, вы видите как раз такой ключ, лежащий на смертельно опасных шипах. Невозможно достать, не напоровшись на них. Но нужно именно прыгать. Точно на ключ. Вы схватите его и тут же умрете. Мотаем время назад. Если бы ключ был обычный, то вернулся бы в первоначальное положение – на шипы. Однако, он неподвластен действию отмотки и останется в ваших руках.
За этот ключ придется разок умереть.
В основном, все головоломки связаны с получением кусочков пазлов, которые раскрывают историю героя и его отношений с Принцессой. Собирать их, в принципе, не обязательно, и в таком случае, процесс, действительно, будет идентичным похождениям маленького водопроводчика. Разве что монеток и грибов нету.
В-третьих, это музыка. Очень красивая, очень атмосферная и располагает, скорее, к размышлениям, чем к суетливому нажиманию кнопок. Ее вполне можно слушать и просто так, но очень уж гармонично она дополняет видеоряд.
Люстры две, а жизней у босса пять. Как быть?
И вот, вроде, начнешь анализировать увиденное с точки зрения логики, и получается не Braid, а Бред какой-то. Ну, картинки красивые, ну, головоломки хитрые, музыка приятная, чего такого сверхъестественного?
Но в сумме это формирует такую атмосферу… словами передать очень сложно. Даже если вы не любитель головоломок и к двухмерным бродилкам относитесь с благородным презрением, все равно советовал бы на эту игру хотя бы взглянуть.
Прыжок в неизвестность.
Прекрасная иллюстрация того, что люди делают игры не только с целью заработать денег или сделать новое достижение в графике/геймплее/сюжете, но и просто для того, чтобы выразить какое-то чувство или предложить задуматься над каким-то вопросом.