Хоррор, как жанр, в последнее время испытывает довольно серьезный упадок. Мало кто хочет (и главное - может) создавать действительно атмосферные и сильные ужастики. Но не так давно это получилось у EA Redwood Shores с их Dead Space. Настолько хорошо, что в ЕА этого, похоже, даже не ожидали. Тем не менее, быстро сориентировавшись, они поручили создание сиквела студии Visceral Games, из под чьего пера и вышел недавний Dead Space 2.
Как оказалось, эти ребята тоже хорошо смыслят в науке художественного навевания кошмаров. Бедняга Айзек так и не смог окончательно реабилитироваться после кошмаров «Ишимуры» и загремел в сумасшедший дом на спутнике Сатурна. Из головы все никак не шел образ мертвой подружки, которая, кажется, начала жить собственной жизнью и регулярно полоскать Айзеку мозг на предмет выполнения каких-то сумбурных шизофренических фантазий.
Не все выдерживают такое нервное напряжение.
Вырубившись на одном из сеансов у психотерапевта, товарищ Кларк пришел в себя много позже. И как раз к самому веселью. Никаких галлюцинаций не надо: все поселение кишит некроморфами, порожденными новым обелиском. Добро пожаловать на вечеринку, сегодня в меню исключительно мясные блюда!
Игра «берет за жабры» с самых первых моментов, когда Айзеку, заботливо укутанному в смирительную рубашку, приходится спасаться от прущих из всех щелей монстров. Сказать по правде, вступление, когда герой практически безоружен и сбит с толку, является одной из лучших частей игры.
Постепенно в этом жестоком мире начинаешь осваиваться, получая новое оружие и учась предугадывать ситуации. По сути, в Visceral решили заняться шлифовкой удачной схемы построения первой игры, что им, в общем-то, целиком и полностью удалось. Сохранен один из главных принципов – вы нигде не можете чувствовать себя в полной безопасности. Враги появляются внезапно, дожидаясь, пока вы немного расслабитесь, выбирая для своего торжественного выхода самые разнообразные уголки окружающего вас пространства. Постановка сцен появления чудовищ на высоте. Однако, если вы «стреляный воробей», успевший сменить не одну пару штанов после прохождения первой части, то, спустя какое-то время, сможете променять страх на логику и довольно точно определять момент появления на сцене очередного заковыристо слепленного куска мяса и костей.
Ну, давай, дернись еще разок…
Не имея возможности сделать что-то принципиально новое на поприще хоррора (но очень грамотно повторив все, сказанное в Dead Space), разработчики решили изменить игру, добавив в нее динамики. Айзек стал намного шустрее и профессиональнее в обращении с оружием. Но при этом атмосфера опасности была сохранена за счет активности некроморфов. Они и сами стали бегать существенно быстрее, освоили тактику появления со всех сторон. В итоге игра оказывается довольно жестока по отношению к пользователю, часто ставя перед ним необходимость вырываться из окружения или отбиваться от подобравшихся вплотную чудовищ. Немалым подспорьем является стазис – возможность замедлять выбранного монстра – но на всех врагов этой волшебной штуки не хватит, а восстанавливается она, ох, как медленно.
Неправы были те, кто опасался, что Dead Space 2 превратится в экшн. Да, перестрелки стали живее, но при этом разработчики не забывают об одном из главных качеств хоррора – демонстрации беспомощности персонажа. Многие сцены в игре тому доказательство. Например, всю спесь с обладателя только что улучшенного костюма и плазменного резака может легко сбить сцена, где Кларк, беспомощно болтаясь вверх ногами, вынужден отстреливаться от приближающихся со всех сторон некроморфов.
Проветривать помещение нужно очень осторожно.
Так что, если вы не сделаете глупость, запустив игру на легком уровне сложности (а правильнее будет пропустить и средний), то получите самый настоящий survival-horror. Тут и более сильные монстры, и острая необходимость в апгрейде оружия и брони, и нехватка боеприпасов, которую придется по возможности компенсировать улучшенными телекинетическими способностями, бросая во врагов острую арматуру или их собственные клешни.
Особый колорит игре придает игре специфическое отношение к сюжетным и кинематографическим вставкам. Разработчики сделали все, чтобы они были максимально интерактивными. Как и в первой части, интерфейс не становится для вас спасением от опасности. Во время прочтения сообщений, сеансов связи или просмотра инвентаря игра продолжается, предлагая монстрам отличный шанс полакомиться отвлекшейся жертвой.
Вот она, вонючая ложка рыбьего жира, тайком подмешанная в красивый бокал отменного томатного сока – локализация, предусматривающая наличие только субтитров, является просто-таки возмутительной подставой. Где угодно, но только не в игре с такой интерактивной подачей сюжета, черт возьми! Но нет, реальность штука упрямая, так что учитесь бегло читать по-русски, либо улавливать на лету английскую речь, сдобренную радиопомехами и надсадным рычанием очередного некроморфа, наказанного ректально своим же оторванным щупальце-лезвием.
Сколько весит Айзек Кларк?
QTE в игре имеют свою специфику. Не полностью закрепленная камера не создает оторванности очередной интерактивной видеовствки от самого геймплея. В некоторых случаях QTE ограничивается необходимостью нажатия всего одной кнопки, а в некоторых – требованием стрелять по атакующему некроморфу. В любом случае, смотрятся такие моменты очень натуралистично и захватывающе.
В вопросах атмосферы и графики к игре почти нет претензий. Поскольку в проекте наконец признали гарантированный хит, то и на визуальную составляющую денег не пожалели – проект напичкан грамотно реализованными спецэффектами и радует разрушаемым окружением начального уровня. Очень атмосферный дизайн уровней и работа со светом усугубляют ощущение напряженности и нервозности. Разве что существенного расширения просторов локаций в связи с перемещением не по кораблю, а по городу, в игре не наблюдается. Движение в этом направлении есть, но небольшое. Как в случае с BioShock 2: несколько открытых просторных локаций, а в остальном коридоры, коридоры и еще раз коридоры.
Воздух тут – большой дефицит.
Теперь о том, чего в Dead Space 2 с таким же успехом могло и не быть – о мультиплеере. Все и так уже в курсе, какое самое адекватное сравнение приходит в голову относительно сетевого режима, в силу наличия в названии игры слова «Dead», а в самом режиме – четырех людей и четырех уродливых кусков мяса. И дело даже не в похожести на один из режимов известного зомби шутера, дело в ограниченности.
На просторах всего пяти карт с разными задачами, типа «найди хрень», «отнеси хрень», «охраняй хрень», «спасись от тех, кто играет за ходячую хрень», игрокам на протяжении двух раундов придется последовательно побывать в шкуре технически оснащенных инженеров (которые точно так же имеют возможность использовать стазис) и некроморфов, делящихся на четыре вида с разными способностями. Стоит ли говорить, что эта чехарда довольно быстро вынуждает начать зевать?
Единственным положительным моментом тут является грамотный баланс, вбивающий в головы игроков необходимость командной работы, а не героического самобросания на амбразуры. А вот возможность прокачки персонажа тут погоду несколько портит, поскольку различия в мощности способностей игроков первого и последнего уровней просто чудовищные. Так что необходимость мультиплеера в игре настолько же сомнительна, как у аппендикса.
Уйди, любимая, и без тебя тошно.
Да и черт с ним. Тем более, что центральный элемент игры (то есть сингл) нареканий не вызывает. Хотя, имеет несколько различающиеся показания к употреблению игроками, в зависимости от того, насколько знакомой для них является эта серия. Если за вашими плечами пройденный Dead Space, то можно обойтись без фанатизма и восседания на горшке в процессе игры: вам не покажут ничего принципиально нового – тот же качественный ужастик с прежними принципами ведения боя, только масштабнее, длиннее и еще красивее. А вот для новичков это настоящий праздник. Готовьтесь кушать валерьянку и дергаться от шорохов по ночам, но ни в коем случае не оставляйте этот проект без внимания – такие изысканные блюда появляются в игровом «меню» довольно редко.