В последнее время рынок пестрит знакомыми названиями. Нет почти ни одного успешного тайтла, для которого не наклепали бы сиквелов, а почти забытые но когда-то известные брэнды возвращаются из прошлого, чтобы снова собрать урожай денег с частично обновившейся базы геймеров. Подобные затеи бывают как удачными, так и провальными, поэтому мало кто знал, чего же ждать от одного из таких «воскрешенных» проектов – Deus Ex: Human Revolution.
Будущее, в котором происходит действие игры, имеет немало проблем, главной из которых является спор о необходимости кибернетических протезов. После того, как была развита технология вживления людям кибернетических органов и конечностей, появилось не только решение проблем инвалидов но и множество сложностей: как морально-этического, так и чисто практического характера. С одной стороны пляшут со своими протестами борцы за чистоту человеческого тела, а с другой – модифицированные люди нуждаются в дорогущем препарате, временно нейтрализующем отторжение инородных тел нервной системой человека.
С обновлением, Дженсен!
И вот, когда Sarif Industries стоит на пороге открытия, которое позволит людям обходиться без «нейро-позина», на лабораторию совершается террористическая атака, которую возглавляют мощные киборги. Убивают практически всех ученых, после чего тщательно заметают следы. Одним из троих уцелевших является начальник службы безопасности Адам Дженсен, главный герой. Ну, как «уцелевших»… он практически умер. И умер бы, если бы его босс не велел заменить большую часть тела Адама кибернетическими протезами. Не по своей воле, но Дженсен стал передовым киборгом, которому по странному стечению обстоятельств даже не требуется «нейро-поз», и который до жути хочет разобраться с ублюдками, убившими персонал лаборатории и его возлюбленную.
Вообще говоря, киберпанк это жанр довольно специфический. У лучших его представителей есть общая особенность подачи сюжета. Сначала вас пригружают изрядной долей информации о событиях, политической ситуации, действующих персонажах и т.д. Совершенно не нянчатся с игроком/читателем, не разжевывают ему информацию, не раскладывают ее по полочкам. А потом, когда он уже изрядно побледнел под этим грузом и инстинктивно начал переводить внимание от специфически рассказываемой предыстории к окружению, вокруг него начинают происходить события, вытягивающие его на поверхность. Он как будто медленно пробуждается, постепенно начиная осознавать, что к чему. Этот прием еще больше усиливает эффект от закрученного сюжета, без которого, дело обойтись, разумеется, не может. В этом отношении Deus Ex: Human Revolution – истинный киберпанк.
Хорошо, когда есть личный пилот.
Конечно, в наше время просто невозможно пройти мимо такого пунктика как графика. Не буду скрывать, поначалу она здорово отталкивает. Слабая (а точнее, очень избирательная) анимация лиц, небольшое внимание к деталям, местами «стерильные» текстуры и воротнички, «приклеенные» к шеям. Но тот, кто, гонясь за графикой, проигнорирует это проект, пройдет на свою беду мимо одного из самых сильных проектов этого года. Да и эффект отторжения длится недолго - пара часов, и вы забудете о том, что вас что-то смущало.
Не буду много говорить о стилистике. Она, хоть и выполнена в графике довольно среднего качества, вполне подтверждает вышесказанные слова о соответствии принципам киберпанка. Крайнее расслоение в обществе, повсеместный сарказм и пренебрежительное отношение к человеческим жизням, борьба могущественных корпораций и теневых кардиналов за власть, контрастное сочетание несочетаемого – эпохи возрождения и упадка человечества.
И во все это насыщенное окружение сценаристы поместили знатно проработанных персонажей. Поскольку диалоги в Human Revolution являются очень значимой частью игрового процесса и влияют на дальнейшее развитие событий, их сделали запутанными и интересными, а персонажей наделили сложными характерами, к которым нужен особый подход. Впрочем, если вы не сторонник долгих разговоров и дипломатичного урегулирования конфликтов, то на диалоги можете обращать внимание не больше, чем того требуется для усвоения сюжета.
Я расскажу тебе тайну… но это будет последнее, что ты услышишь.
Вот и добрались до самой главной части игры – до геймплея. Изначально разработчики обещали, что вернутся к истокам серии, при чем не к давшей слабину второй части, а к оригинальному Deus Ex. И на моей памяти еще не было наиболее честного исполнения подобного обещания. Как и в первой части, главной особенностью игры является вариативность. В первую очередь это обусловлено конструкцией локаций. Некоторые из них представляют собой сильно разветвленную полосу препятствий, то есть предполагают поочередное прохождение отдельных участков с выбором одного из путей. Другие воплощают эдакий локальный сандбокс, в котором вы сами выбираете, куда идти и какое из заданий выполнять.
При чем, «много путей» подразумевает не два (для скрытного прохождения и для игры в Рэмбо), а гораздо больше. Так что, если вы не поставите себе задачи обследовать и находить на локации ВСЕ возможные пути прохождения, то часть из них вы просто не увидите. И это очень повышает показатель реиграбельности, конкурентов по которому среди сюжетных игр, ориентированных на одиночное прохождение, у Human Revolution на сегодняшний день просто нет.
В игре присутствует значительный ролевой элемент, который также определяет стиль прохождения миссий. Вы можете усиливать различные импланты в теле Дженсона, обретая совершенно различные способности. Одни позволят вам воспользоваться ранее недоступными путями прохождения, другие облегчат выполнение задания. Хотите – делайте из героя нереального хакера, способного обезвредить любую защитную систему, взломать кодовый замок и перенацелить на врагов турели и боевых роботов. Хотите – создайте непробиваемого штурмовика (хотя, даже в этом случае бой будет тактическим, в силу опасности, представляемой врагами и сравнительно небольшого объема инвентаря). Или, может быть, вам больше по душе бесшумный убийца, способный исчезнуть из поля зрения и, оказавшись за спиной, пронзить жертву скрытыми лезвиями? Все в вашей власти. Можете даже комбинировать, если сумеете с умом распределить модули модификации, достающиеся с большим трудом. В любом случае, всесторонне развитого терминатора вы в свое распоряжение не получите, придется выбирать. И это еще один плюс в копилку реиграбельности.
Бывший сослуживец явно не рад вас видеть.
У игр, предлагающих разные стили прохождения, всегда есть опасность оба варианта сделать поверхностно. И чаще всего в таких ситуациях разработчики косячат со стелсом, подменяя его видимостью скрытного прохождения. Но нет, и здесь нас не обманывают создатели Deus Ex: Human Revolution, предлагая богатый набор возможностей, характерных для игр этого почти исчезающего жанра.
Чтобы остаться незамеченным, игрокам потребуется учитывать создаваемый ими уровень шума, избегать поля зрения патрульных и камер слежения и заметать за собой следы, то есть прятать тела неудачливых недругов. Недруги, кстати, достаточно зорки и сообразительны, чтобы нельзя было проскочить перед их носом или оставить открытой дверь, которая только что была закрыта. Заподозривший что-то противник может отправиться выяснять, в чем же дело, в компании приятели или один. А если попадется совсем осторожный, то он поднимет тревогу, и тогда уже все будут стоять на ушах до тех пор, пока терминал тревоги не будет взломан или или пока все охранники не будут мертвы.
Что? Можно ли оставить мину рядом с телом? Вариант для конченных садистов, но да, можно. Его заметят, побегут узнать, в чем дело и тогда… В общем, развлекайтесь, как умеете.
Ты был слишком невнимателен!
Да, несколько слов об отечественной локализации. Ее уже успели основательно поругать, но на деле, как говорится, не так страшен черт, как его малюют. Ребята допустили ряд ошибок. Например, как-то необдуманно и даже наобум прикручивали к голосам эффекты. Иногда может получиться, что в диалоге один персонаж говорит с эхом, а другой – без. В самом переводе тоже кое-что показалось странным. К примеру, то, что кому-то взбрело в голову Sarif переделать в «Шариф». Оно и звучит-то коряво… Но в целом нет ничего такого, что заставляло бы биться челом о твердь. Просто немного обидно, что такая крутая игра не обзавелась столь же крутым дубляжем.
Кое-чем Deus Ex: Human Revolution все-таки сумел расстроить. Как верно заметил один из наших читателей, после этой игры становится грустно за игрострой, который за годы, прошедшие между первой частью и нынешней, не то что не преуспел в развитии концепции, а наоборот, в чем-то даже шагнул назад. Почему же никто, глядя на успех Deus Ex, не позаимствовал удачную идею с вариативным и глубоким геймплеем? Лень, товарищи, банальная лень. Слишком уж много всего нужно предусмотреть и продумать. Тем более, что линейные игрушки тоже очень даже неплохо продаются. НО. Теперь у нас, по крайней мере, есть Human Revolution. Всем играть!
Обновлено: смотрите наш обзор на DLC The Missing Link и оценивайте оригинальный Deus Ex: Human Revolution.