Меня, наверное, скоро передергивать начнет от слов «мы расширим аудиторию проекта», потому что, как правило, это свидетельствует о приближающемся сливе удачного френчайза с удачной концепцией, даже если проект, призванный расширить аудиторию, сам по себе оказывается неплохим. Вот и поговорим о том, во что вылилось расширение аудитории серии Dragon Age.
Вообще говоря, изменения во второй части вышли довольно странными. Вот, к примеру, стилизация. Было у Origins несколько досадных промахов в этом отношении. Например, не самая удачное изображение некоторых видов оружия. Несколько фанатских модов во многом улучшили этот момент, и логично было бы предположить, что вторая игра учтет этот опыт. Ничуть не бывало: некоторые мечи выглядят еще топорнее (уж простите за каламбур), а самые ужасные образцы остались прежними.
Dragon Age 2. Человек-мясорубка.
Но во многих моментах игра сделала очень крутой вираж в плане стилизации. Особенно круто поиздевались над кунари, прилепив им рога (вот нафига это было делать?). Эльфов тоже вниманием не обошли, добавив им еще больше дистрофичности в телосложении и «аватарности» в лицах.
Это все, кстати, сдвигает визуальную стилистику в направлении, более характерном для традиционного фэнтези. То есть в мир пафоса, обилия волшебных существ, мифических монстров и т.д. В Origins все-таки пафоса было куда меньше, в том числе и в изображении персонажей. Как-то ближе она была к реальности, играла контрастами, соединяя волшебную сущность и будничную внешность. Кто, к примеру, мог узнать Флемет в шизоидного вида бабке, одетой в лохмотья? Зато теперь за километр видно: идет ведьма пустошей. Или нет – Ведьма Пустошей, так лаконичнее. Игре словно навели более яркий макияж, сделав ее элементы более очевидными и демонстративными.
Зато вот в сюжете пафоса больше в Origins. Ведь по сути это очередная история о спасении мира. Пусть хорошо рассказанная, но все-таки. В DA2 все события имеют меньший масштаб, но при этом она делает больший акцент на общении, выборе, диалогах и т.д., добавляя больше социальных элементов.
Dragon Age Origins. Перед посвящением.
Собственно, сюжет это главный повод играть в DA2 даже тем, кто относится к ярым сторонникам Origins. Во-первых, сюжет второй части, пусть и не имеет какого-то четкого стержня, зато пестрит разнообразными встречами, моментами, квестами, и в целом довольно интересен. Во-вторых, те, кому хочется услышать что-нибудь о персонажах первой части, будут регулярно получать такие возможности. Странно, что некоторые ожидали от игры с совершенно другим главным героем сюжетного и непосредственного продолжения первой части. В конце концов, никто не заявлял Dragon Age как, скажем, трилогию о приключениях героя Ферелдена. Так что для удовлетворения любопытства фанов такого «эха» первой части вполне достаточно. Более же серьезные сюжетные ветки наверняка уйдут в сиквел, если таковой предвидится.
Чем в равной степени могут похвастаться обе части, так это игровым миром, который специалисты BioWare продолжают создавать во всех подробностях, придумывая для него историю и наполняя легендами и мифами. Непростые политические отношения между различными народами отлично дополняют структуру игры, ориентированную на социальные взаимоотношения.
С боевкой все менее очевидно, чем кажется на первый взгляд. Все-таки принцип боя существенно поменялся только на консолях. РС-геймеры получили все ту же тактическую паузу, возможность управлять каждым персонажем и полный набор функций боя из первой части. Плюс это все было дополнено увеличившейся динамикой сражений. Пропал изометрический вид, и это обидно, поскольку в тесных коридорах, в толпе народа далеко не всегда удается получить нужный обзор. Боевые возможности все-таки пострадали, но это уже больше связано с уменьшившимся количеством навыков и их комбинаций.
Dragon Age 2. Плосконосые эльфы.
Основной же проблемой для боя стал его внешний вид. Анимация движений персонажей в бою, анимация смерти врагов – все это кажется чьей-то очень глупой шуткой. Единственное преимущество – улучшившаяся ragdoll модель, которая показывает себя в тех случаях, когда ваш враг после смерти не превращается в дурацкую кучу ливера, а падает, сраженный последней атакой (где, черт возьми, эффектные добивания из Origins?!). Если в первой части можно было видеть скованность движений персонажей доспехами и чувствовать тяжесть оружия, то теперь приходится довольствоваться обезьяньими прыжками с соломенными дубинами.
Вторая часть лишила игроков полноценной настройки экипировки отряда из-за особенностей одевания спутников. Громкие слова о том, что RPG это, прежде всего сюжет и диалоги, конечно, хорошо звучат, но да, лично мне нужна была возможность настройки персонажей не только при помощи выбора навыков, но и при помощи экипировки. Для меня (и не думаю, что я тут такой один) это не менее важная часть игрового процесса, чем диалоги.
Есть и еще один момент, который ставит DA2 на ступень ниже – позиция по отношению к фанатскому контенту. Origins была в этом отношении открыта для любительского творчества, что привнесло в игру немало интересных вещей и даже дополнительных квестов и кампаний. В DA2 такого, по всей видимости, не будет, а весь доп. контент, обильным наличием которого отличаются все последние работы BioWare, будет создаваться в стенах студии-разработчика.
Dragon Age Origins. В гостях у банна.
Получили мы эдакий перевертыш, который по воле каких-то негодяев, вместо того чтобы улучшить удачные, хорошо работающие и вызывающие положительные эмоции элементы, заменил их на что-то, слепленное впопыхах. Причин такого результата несколько, и ни одна из них не является оправданием тем, кто создавал и выпускал игру.
Во-первых это спешка, которая чувствуется во всем, в том числе и в конечном качестве игры, пестрящей техническими огрехами. Все-таки пять лет и полтора года это время несравнимое, и результат получился соответствующий. Во-вторых, это грешная тяга «расширить аудиторию». Делать в рамках специфического тайтла игру, которая понравится массе, это заведомо гиблая затея. В результате они не расширили, а просто сменили аудиторию, проигнорировав интересы фанатов первой части. Странно при таком раскладе теперь вспоминать разговоры представителей BioWare о том, что им важно мнение фанатов, потому что именно на него они и ориентируются в своей работе. Под каблуком ЕА, сделавшей свой «добрый» вклад в текущую ситуацию, можно разве что вертеться, но никак не на что-то там ориентироваться.
Dragon Age 2. Беспощадно отправлен в полет.
Не зря Булгаков (а именно к нему отсылает название статьи) в свое время указывал на то, что даже светлая голова и исключительный талант не может сделать из объекта что-то, чем он не может и не должен являться, не получив при этом чего-нибудь неприятного и не испортив себе репутацию. Из олд-скула не делают что-нибудь «массовое и современное». А если делают, то получается Dragon Age 2. Остается надеяться, что BioWare, как и профессор Преображенский, поймет последствия этого неестественного эксперимента, возьмется за скальпель и в следующий раз вернет все назад.