Нередко приходится наблюдать такую картину: крупная компания выпускает пробный проект, не рискуя вкладывать в него большие деньги, проект оказывается тепло встречен публикой, после чего идет коммерциализация брэнда вместе с созданием сиквела. Итог почти всегда оказывается более успешным, но далеко не всегда бывает действительно лучше оригинала. Portal 2 – редкое исключение из общего правила.
В новой части игры мы все так же будем играть за подопытную Chell, которой в прошлый раз почти удалось сбежать из научного комплекса Aperture Science. Но «почти» не считается, поэтому придется вновь идти к этой нелегкой цели. В этом ей старается помочь робо-модуль Wheatley. Хорошо хоть GLaDOS мертва… А мертва ли?
Краткое содержание первой части.
Нет, конечно. По идее, это было понятно еще во время финальных титров первой части. И вот, пожалуйста – ваша старая знакомая снова функционирует и более того, имеет над вами полную власть. Она говорит, что желает продолжать эксперимент, но с самого начала ясно, что она просто решила поиздеваться над вами напоследок. Но ничего, мы еще преподнесем ей пару сюрпризов…
Одной из самых удивительных особенностей этой игры является способность удивлять. Количество неожиданных моментов… да вы просто устанете их считать. Несколько раз за игру кажется, что близок финал, но раз за разом оказывается, что вам еще играть и играть, и что сюрпризы еще не закончились. Прекрасное качество для игры, ведь многие полагали, что знают, чего ожидать от нового проекта.
Но нет, на этот раз сиквел очень сильно отличается от оригинала (в отличие от серии Left 4 Dead, например) по всем позициям. Даже не знаю, с чего начать… Более плотная игровая атмосфера – вот, что сразу бросается в глаза. По сути, сценаристам удалось рассказать захватывающую историю, не потребовав от главной героини ни слова за всю игру. Все достигается за счет эмоциональных и юморных комментариев и аудиозаписей. Свой вклад делают и окружающие Chell немногочисленные персонажи. Уж простите, назвать их просто роботами язык не поворачивается – они на порядок человечнее многих топорных образов в различных современных играх.
В бесконечность и дальше!
Намного эпичнее стало игровое пространство. Раньше мы видели набор испытательных комнат и служебных помещений. Теперь вы можете действительно осознать, что находитесь в невероятных размеров комплексе, уходящем под землю на многие километры. Кроме того, характер окружения меняется несколько раз (не буду объяснять, дабы исключить риск появления спойлеров) и радует намного большим вниманием к деталям.
Изменения коснулись не только оформления, но и, конечно, непосредственно игрового процесса. Как и было обещано, появилось много новых элементов головоломок, делающих прохождение интересным даже для тех, кто давно уже освоился с первой частью. Даже им придется открыть нечто новое. Например, три вида гелей, изменяющих свойства поверхностей, световые дорожки, гравитационные трубы и т.д.
И здесь же нельзя не отметить такой важной детали, как баланс сложности головоломок. Построены они просто удивительно грамотно – не приходится застревать, силясь понять, что же делать. Но при этом, чтобы найти решение, все-таки приходится напрягать соображалку. Разумеется, из-за этого получаешь больше удовольствия от решения задачи.
Главное – красивая упаковка.
И еще немного о сложности. Portal 2 это один из немногих случаев, когда мультиплатформенность пошла игре на пользу. Дело в управлении: игра часто требует выполнения совершенно безумных комбинаций и трюков, от которых дух захватывает. Контроллеры консолей, позволяющие добиваться меньшей точности в управлении могли бы стать настоящей головной болью при выполнении трюков, если бы не решение разработчиков немного автоматизировать процесс – заставить программу в ряде случаев корректировать движение персонажа и точки открытия порталов. В результате все получилось именно так, как обещали разработчики: вам не приходится по полчаса пытаться прыгнуть в нужную точку или налету поставить портал в правильном месте, если вы уже и так знаете, как пройти уровень.
Еще один момент, повлиявший на геймплей, это дизайн локаций. Как уже было сказано ранее, они стали намного более масштабными, просторными. Но масштаб этот не только декоративный – иногда приходится изрядно поглазеть по сторонам в поисках следующей точки телепортации. И, как правило, поначалу не верится, что нужно именно туда, не верится, что нужно прыгнуть с такой высоты, на такое расстояние… но поверить в невозможное придется – иначе в мире Portal 2 не выжить.
И совсем уж новой идеей стало введение в игру мультиплеера. Роботы Atlas и P-body (не менее харизматичные, чем остальные) были сконструированы, чтобы в итоге заменить подопытных, вроде Chell. Что их ждет? Испытания, конечно – новые головоломки, новые решения, требующие использования двух портальных пушек и взаимопонимания напарников. Мультиплеер здесь это настолько же значимый элемент, как и сингл, он предлагает игровой опыт того же жанра, но совершенно другого рода.
Хорошо, что предупредили, а то я уже купаться собрался.
Итак, что имеем? Интересный сюжет, напряженная атмосфера, яркие персонажи, взрывной финал, специфический юмор, зрелищный геймплей, интересные головоломки, одинаково удачные по концепции сингл и кооператив, качественный русский дубляж (да-да, утритесь, русофобы). И тут бы назвать пару минусов, но, вот ведь бестия, я не могу посчитать за минус даже отсутствие реиграбельности, вытекающее из принципа «головоломку решают только один раз». Реиграбельности действительно нет (хотя, несколько секретов и потайных уголков все же имеется, и, может быть, кто-то захочет их отыскать), но такое приключение того стоило.
Давайте так: чисто для проформы будем считать главным недостатком Portal 2 отсутствие намеков в ней на Half-Life 2: Episode 3. В остальном игра в высшей степени примечательная, пропускать ее категорически не рекомендуется. Лично для меня Valve перестала быть только «студией, которая разработала Half-Life», теперь это еще и «студия, создавшая Portal 2».