Киберпанк – дело тонкое. Не так уж часто попадаются произведения такой стилистики приличного качества. И уж тем более редкими являются те, которые по праву считаются основой жанра. В литературе таким примером могут стать «Джонни-Мнемоник» и «Вирт», в аниме – «Призрак в доспехах», ну а среди игр это, пожалуй, System Shock, «Код доступа – Рай» и… Deus Ex.
Определенно, если вы мечтаете увидеть светлое будущее, то творение Ion Storm лучше даже не запускать. Сюжет этой игры рассказывает о человечестве, которое, вопреки мудрым заветам, променяла свет в конце тоннеля на тьму на дне выгребной ямы.
В некоторых агентах больше имплантантов… существенно больше.
Яма оказалась, что называется, со всеми удобствами. Как-никак, будущее, эпоха информации и технологий. Однако, хоть и с удобствами, но не без соответствующих «ароматов»: глобальное перенаселение, обесценивание человеческих жизней, политические интриги и страшная эпидемия. Во всем этом диком галлюциногенном компоте и варится наш герой, являющийся специальным агентом антитеррористической организации, напичканным кибернетическими имплантантами.
Проявляя неуставное любопытство, главгерой выяснит, почему так отчаянно наглеет террористическая организация NSF, почему лекарство от поразившей человечество болезни достается только избранным, а главное, какую роль предстоит сыграть в этой заварухе ему самому.
Даже не так. Не узнать, а выбрать эту роль, поскольку игра предоставляет нам достойную всяческих похвал вариативность развития сюжета: захотел – спас, не захотел – пустил пулю между глаз. Дело ваше, но помните, что все эти решения, даже не особенно важные отразятся на ходе дальнейших событий в той или иной степени (даже посещение вами женского туалета не останется без реакции начальства).
Богатство технических средств.
Да, Deus Ex это игра с сильной RPG-составляющей, со всеми вытекающими отсюда последствиями: нам придется не только отыгрывать роль агента, выбирая ту или иную линию поведения, но и возиться с навыками и инвентарем – обязательными атрибутами любой ролевки.
Ролевая система нестандартная. Вы не встретите никаких характеристик, вроде силы или ловкости. Зато сможете развить различные навыки вашего героя, такие как взлом, плавание, владение различными видами оружия, медицина и т.д. Опыт тоже не удастся получить традиционным способом – никаких поощрений мокрухи. Вместо этого опыт выдают за продвижение по сюжету и нахождение скрытых локаций. Таким образом это ни в коей мере не провоцирует нас уничтожать все враждебное в области видимости и заставляет внимательнее обследовать уровни.
Вы можете расширить свои возможности и другим способом. Решив, что в вашем организме не хватает железяк, вы сможете вживить в тело несколько достижений кибернетики, что позволит вам, например, быстрее передвигаться, больнее бить врага и т.д. Правда включение каждого имплантанта будет расходовать вашу биоэнергию, перезарядить которую можно от дронов или специальных аккумуляторов.
Ходить с монтировкой стало модно еще два года назад.
По большому счету, игра не навязывает ни один из типов прохождения. При желании можно открыть дверь с пинка и устроить резню. Правда, при этом следует помнить, что правило «хэдшот это хэдшот» касается в том числе и вас, а заметивший ваше присутствие охранник не станет сидеть на месте и ждать, пока вы его пристрелите. Он лучше поднимет тревогу, включит защитные турели, а потом побежит за вами, чтобы покарать за нарушение границ частной собственности.
При всем уважении к адептам мировоззрения имени Джона Рембо, Deus Ex это больше стелс, чем FPS. Хотя бы по той причине, что куда проще найти обходной путь, чем пытаться бросить вызов всей охране одновременно.
Игровые уровни (довольно обширные, кстати) изобилуют не только секретными комнатами, но и обходными путями, позволяющими вам пробраться к цели, не нарываясь на неприятности. К тому же, здесь вы встретите полный набор элементов, которые делают стелс стелсом: необходимость красться и прятаться в темноте, возможность отвлечь внимание охранников посторонними звуками, способность перетаскивать тела, взлом.
Между двумя потолками.
Взлом в Deus Ex это отдельный разговор. Ну какой киберпанк без хакерства, перепрограммирования систем безопасности и поиска паролей? А к этому можно добавить взлом механических замков и обращение со взрывчаткой (как установка, так и обезвреживание). И для всех этих действий потребуются специальные инструменты, которые на дороге не валяются. Хотя, такие тонкости могут и не потребоваться, если перед вами достаточно хлипкая дверь и граната – если нельзя взломать, можно попробовать взорвать.
В общем, всего так не перечислишь. Суть в том, что в Deus Ex просто уйма всяких тонкостей, полезных, но вовсе не обязательных. А это то самое разнообразие, которого зачастую так сильно не хватает современным проектам, чьи создатели предпочитают до блеска полировать проложенные в одном направлении рельсы.
Огни большого города… и темнота причала.
А вот в Deus Ex с блеском неважно. Не в прямом смысле – зеркальные поверхности это, видимо, была один из любимых элементов в работе Ion Storm, так что рожа главгероя будет мелькать в кадре довольно часто, не ограничиваясь только диалоговыми видео-вставками. А вот красоты, конечно, не хватает. Движок Unreal на тот момент уже можно было использовать куда более эффективно. Вместо этого мы получили очень темную (не мрачную, а в буквальном смысле темную) игру. Архитектура уровней на высоте, а вот дизайн и антураж хороши только внутри помещений. Открытые пространства слишком уж часто представляют собой просторные пустые поля с кубиками ящиков и одиноко стоящими фигурками стражников.
И все же, учитывая масштабы сюжетного и геймплейного наполнения, графические недочеты игре можно было простить. А вот забыть о многочисленных ее достоинствах едва ли получится у тех, кто успел оценить этот шедевр.