Да, раньше и деревья были больше, и события более яркие, и игры куда интереснее нынешних. Это, как правило, касается только людей с продолжительным игровым стажем, тех, кому есть с чем сравнивать нынешние творения геймдизайнеров. Есть и такие случаи, когда восторженность игроков старенькими играми обусловлена не только ностальгией, но и их реальной если не конкурентоспособностью, то без сомнения ценностью. Даже в сравнении с играми сегодняшних дней. В данном случае речь пойдет о проекте Metal Gear Solid.
Собственно, MGS первым проектом серии не был. Разве что если называть «серией» игры, в названии которых непременно присутствовало бы слово Solid. До того, как выпустить в 1998 году игру, являющуюся предметом нынешнего разговора, Konami успела создать Metal Gear (1987) и Metal Gear 2: Solid Snake (1990), разработанные в самом начале для MSX2.
Шпионские штучки.
В Metal Gear Solid использовалась примерно та же идея, продолжающая рассказ о разработке секретного оружия – гигантского шагающего танка Metal Gear, оснащенного функцией запуска ядерных ракет. На этот раз главный герой игры Солид Снейк (Solid Snake) должен отправиться на секретную военную базу на Аляске и предотвратить международную катастрофу.
Если брать саму по себе сюжетную основу, то в ней, как в любом боевике про шпионов и правительственные заговоры, оригинального мало. Но, как говорится, подача решает. Очень грамотно построено развитие сюжета: вначале доступная нам информация ограничивается необходимым минимумом, но чем дальше мы пробираемся в глубь вражеского гнезда, тем большими подробностями обрастает миссия и все, что с ней связано.
Наши агенты так не вламываются, стоит быть настороже.
Кроме того, игра органично дополнена такими полезными фичами, как элементы научфана и аниме-стилистики, хорошая проработка персонажей и качественный подбор актеров, их озвучивающих (хотя, оценить озвучку на языке оригинала пока не позволяет знание японского, так что речь об английской локализации).
Но дело даже не во всех этих красивостях, а в том, из-за чего многие считают MGS родоначальницей жанра стелс-экшн. Справедливости ради следует отметить, что Konami и знаменитый создатель серии Хидео Коджима (Hideo Kojima) обозначили жанр игры как Tactical Espionage Game, но геймеров ведь не обманешь и не переубедишь, верно?
Речь о геймплее, особенности которого не позволяют скатиться игре с простенькой завязкой в банальный экшн, а вместо этого превращают ее в самобытный проект со своими характерными чертами.
Кто-кто в теремочке живет?
Прежде всего, это база классических стелс-элементов, необходимая для создания адекватного представителя жанра. Несмотря на необходимость иногда и пострелять, небольшое количество боеприпасов с аптечками, а также большое число хорошо вооруженных охранников наталкивают нас на мысль о необходимости придумать что-то более оригинальное, чем «всех убить, одному остаться». Поднимаемая при вашем обнаружении тревога иногда может и вовсе окончиться банальным «гамовером».
Чтобы избежать встречи с агрессивными обитателями военной базы потребуется избегать попадания в зону видимости камер и охранников (для этого удобно пользоваться специальной мини-картой, отображающей просматриваемые области), а также прятать следы вашего пребывания на враждебной территории (имеются ввиду не только тела охранников, но и в буквальном смысле следы, которые остаются после вас на снегу).
Ух! Поясницу прихватило!
К этим базовым принципам прикручена еще куча всевозможных мелочей. Например, рация, при помощи которой вам самостоятельно нужно будет связываться с нужными людьми, выбирая правильную частоту. Или особенности ведения снайперской дуэли, во время которой вам будет просто необходим транквилизатор, чтобы унять дрожь в руках. А еще возможность путешествовать по вентиляционным шахтам и куча всяких шпионских гаджетов, используемых не только вами, но и вашими противниками (взять хоть стелс-камуфляж одного из боссов).
Кстати, о боссах. Именно они по большей части и составляют основную часть экшна в этом проекте. Схлестнуться в смертельной схватке нужно будет как с техникой, так и с пешими противниками, предпочитающими самые разнообразные способы ведения боя.
Встреча с вооруженным патрулем может закончиться и так…
Несмотря на линейный сюжет, игра имеет показатель replayability явно выше среднего. Хотя бы из-за нескольких вариантов концовки. Завершение игры различными способами даст не только моральное удовлетворение, но и неплохие бонусы, материализующиеся в вашем рюкзаке в виде эксклюзивных гаджетов. Стелс-камуфляж и бесконечные боеприпасы существенно меняют баланс игры и позволяют вдоволь поэкспериментировать в процессе прохождения.
Будучи выпущен на PlayStation One и завоевав нешуточную популярность, проект Metal Gear Solid 21 октября 2000 года был портирован на РС компанией Microsoft. В отличие от многих других консольных портов, MGS получился очень удачным. К тому же, РС-версия была сразу же укомплектована набором VR Missions, представляющем собой тренировку Снейка в специальной компьютерной программе. Это уже было больше похоже на головоломку, становящуюся с каждым уровнем все изощреннее и сложнее.
Всю мебель кровью заляпают.
Так что тем, кто начинает некоторые свои фразы со слов «я в MGS не играл…», а также молодым ценителям жанра стоит знать, что до сих пор есть возможность исправить этот пробел, не начиная при этом поисков архаичной первой плойки или старого диска с игрой в комплекте с эмулятором.
А еще хочется верить, что новый визит серии на персоналки в виде Metal Gear Solid: Rising будет удачным.