"Санитары подземелий" - ролевая компьютерная игра, созданная по мотивам одноименной книги, написанной без сомнения талантливым и многоуважаемым на отечественных просторах писателем - Дмитрием "Гоблином" Пучковым. Работая в тандеме с 1С, Пучков выпустил уникальную для российского рынка игру. Уникальную, потому что именно с её появлением отечественные РПГ-проекты поднялись с колен и показали, что могут на равных конкурировать с мировыми лидерами.
Книга повествует о тяжёлых буднях космической десантной боевой группы "Упырь", которая стоит на страже правопорядка и готова бросить вызов любой внешней и внутренней угрозе. Так, в течение нескольких глав, разведгруппа выполняет несколько совершенно различных боевых операций. Отразить в игре всю книгу целиком возможности не было, а потому была выбрана одна из её глав, наиболее подходящая для реализации в игровом пространстве.
В республиканский штаб поступает информация, что на планете тюремного типа "Матросская Тишина", куда ссылаются отъявленные негодяи и военнопленные, заключённые готовят побег. Собственно, сама идея улететь с этой планеты выглядит смешной, поскольку уровень развития науки и техники в этом мире продвинулся не на много дальше каменного века, равно как и уровень поведения здешних обитателей - уголовников. Однако, информация поступила, а значит необходимо её проверить. Группа "Упырь" в числе пяти участников должна всё разузнать, осмотреть, по необходимости зачистить. Ещё до отправки на планету, на распределительной космостанции «Столыпин» отряд разделяют, сажают каждого из них в свою посадочную капсулу и вместе с другими заключёнными скидывают на планету. На "Матросской Тишине" к вам будут относиться как к обычным зекам, которых сюда присылают штабелями, так что помощи особо ждать неоткуда. Всё своими руками, своим умом.
Разборки в китайском квартале.
Начинаем игру всего одним персонажем. Кабан - бывалый солдат, искусный убийца, отличник боевой и политической подготовки. Ему, как лидеру группы, для начала потребуется собрать воедино всю команду десантников, которая помимо Кабана насчитывает ещё троих (местонахождение пятого определить невозможно, на протяжении всей игры он считается пропавшим без вести). Львиная доля времени уйдёт на то, чтобы разыскать всех оставшихся членов команды. Ещё больше потребуется на их освобождение. И только после этого можно будет заняться непосредственно решением основной задачи игры.
Если уж и можно говорить о нелинейности в какой-либо игре - то это сюда. Имеется ввиду не банальный выбор вроде "застрелить врага и отправиться дальше" или "пощадить и отправится дальше", а о полноценной нелинейности. В ключевых точках сюжета нам обязательно предложат выбор. В зависимости от выбора, события будут проходить в совершенно разных ключах, в разных локациях, и приведут к своим результатам. Уж не знаю, как Гоблину удалось продумать всю систему "реплик и ответов" заранее, но проделанная работа оставляет хорошее впечатление. Вообще диалоги - сильнейшая сторона проекта. Здесь каждая сказанная фраза может привести как к успеху, так и к летальному исходу (не в пример Mass Effect, где любой ответ стопроцентно приведёт к одному результату). При чём на относительной свободе "понты" приведут к драке или испугу соперника, если же герой ругаясь, находится за решёткой, то подраться даже на дадут: покажут "милую" заставку с каннибалами и чем-то человекоподобным на вертиле. Все, договорились! Это лишь один из несчастных финалов игры. Остальные не менее смешные и неожиданные. Юмор в игре вообще занимает большую роль, даже несмотря на то, что многие шутки в игре чёрные, "ГЫГЫковские". Высмеивается всё: гомосексуальные меньшинства, пороки властей и чиновников, расовая ненависть, мародёрство, покровительство, отношение к начальству – сюжет-то от Гоблина, нечего удивляться.
Отдых - не последнее дело.
Сама ролевая система игры впечатляет. Разработчики поработали над ней основательно. При начале новой игры мы сами можем задать параметры лица Кабана, а также распределить очки умений, хотя можно воспользоваться стандартной внешностью и расладкой, заданными по умолчанию. Конечно же, каждый из четырёх играбельных персонажей обладает своими уникальными навыками и способностями. Помимо традиционных параметров атаки, силы, ловкости, харизме и др. есть и довольно интересные - сопротивляемость критическим ранениям. Критические раны существенно влияют на боеспособность товарищей. Получив такую рану в руку или ногу, герой тут же потеряет в меткости и скорострельности или скорости и манёвренности соответственно. Ранение в корпус будет влиять на основные характеристики: это будет означать, что пользоваться тяжёлым пулемётом вы не сможете, а тяжёлая броня тут же свалиться с вас. Ну, а критическое ранение в голову лучше просто не получать - герой выбывает до конца сражения.
Являясь представителем классической системы РПГ, "Санитары Подземелий" всё же на три шага обходят своих западных конкурентов в плане инноваций. Изначально игра планировалась как нечто похожее на Fallout, с псевдотрёхмерной графикой и пошаговыми сражениями. Разумеется, что поклонники обязательно бы сыскались и для такого варианта игры, но инвесторы во главе с Божьей Искоркой вовремя одумались, дали задний ход и пересмотрели концепцию игры. Решено было усилить команду разработчиков некоторыми выдающимися для отечественного игростроя сотрудниками. А те уже в свою очередь сменили движок игры и полностью переписали код. Почему же потребовались такие кардинальные изменения, ведь под покровительством Пучкова успех игре в любом случае был бы обеспечен? Во-первых, потому что у настоящего Fallout'a была десятилетняя фора, а вышел он на один век раньше "санитаров". Было бы просто смешно в 2006 году выпускать нечто похожее. Ну, а во-вторых, прежний движок просто не позволял исполнить некоторые оригинальные задумки.
Изменения определённо пошли на пользу. Все битвы стали проходить в реальном времени, а потому появился важный элемент тактики. Можно было заранее расставить своих бойцов так, чтобы виртуальный враг попался в капкан, грамотную ловушку. Понимая, что одновременно контролировать четверых героев, которые зачастую удерживают свои позиции на разных участках карты довольно-таки непросто, поэтому разработчики решили оставить режим тактической паузы, которая довольно здорово помогает в наиболее ожесточённых боях. Такие бои случатся уже во второй половине игре, когда сражаться придётся против ходячих танков. Таких бронированных бойцов "завалить" всегда непросто, особенно когда у них в руках крупнокалиберный пулемёт. Вообще броня - крайне важный параметр. За ней нужно особенно следить, проверяя её перед каждой битвой. Портится она довольно быстро, поэтому запасной бронежилет или хотя бы парочку пластин для замены в старом всегда нужно в инвентаре иметь.
Всегда приятно получить награду из рук легендарного оперативника Гоблина.
Отлично проработана система меткости. Каждый из героев лучше управляется теми или иными видами оружия, будь то метательное копьё, револьвер, пулемёт или бластер. Сделать универсала, владеющего абсолютно всем не получится, а потому необходимо выбирать: сделать ставку на местное распространенное оружие, или упор на прокачку владения бластерами и рейлганами в надежде, что рано или поздно такое всё-таки попадётся. Интересно проработан и полёт пули: при выстреле пуля может как рандомно попасть в любую часть тела, так и вовсе пролететь мимо цели. При этом, если она не помала в того, кому изначально предназначалась, то это совсем не означает, что снаряд выпущен "в пустую", поскольку же эта самая пуля может ощутимо задеть позади стоящего врага. Так, тяжёлые снаряды способны "прошивать" трёх-четырёх врагов за раз (врагов-зараз?). Однако, это наверняка будет означать пониженную меткость. Так что боевой инструмент лучше всего выбирать в зависимости от обстоятельств и по ситуации. К счастью, на этом поле есть где развернуться. За всю кампанию вам представится несколько сот различных видов оружия, как огнестрельного, так и холодного. При чём оба вида отличаются богатейшим разнообразием: лопаты, гранатомёты, кирки, ломы, винтовки, доски, копья, лимонки, кулаки... Каждый выберет себе по вкусу.
Как и любая другая РПГ, эта тоже имеет свои побочные квесты. Их много, они интересны, ни один из них не повторяется. Тут команда 1С потрудилась, выдав шедевр ручной работы. Выполнять их хочется не для того, чтобы заработать очередные "левелапы", а просто потому это интересно: послушать очередную душещипательную историю, поржать от души и расправиться с неугодными - такие они, побочные квесты.
Четвёрка бравых героев: Угрюмый, Демон, Кабан и Крюгер.
"Санитары Подземелий" - обязательно рекомендуемая к прохождению игра для всех любителей РПГ, особенно если вам ещё не перевалило за 16-17 лет. Графикой она не блещет, да и день выхода не блистала, но эта игра стоит того, чтобы о ней помнили. Это, в конце концов, один из тех проектов, который любят не за спецэффекты и бюджет, а за что-то русское: пьяные танцы, песени в исполнении игровых протеже, черный юмор и жесткий стеб над всеми пороками современного общества.
Copyright Егор