Какой же геймер не знает серию GTA? Наверное, только тот, кто совсем недавно приобщился к геймингу или же какой-нибудь совершенно дремучий фанат квестов. Но даже те, кому хорошо знакомо это сочетание из трех букв, не обязательно знакомы со всеми частями серии. Еще бы, ведь за 12 с лишним лет существования серии вышло 12 различных игр – немудрено со всеми не ознакомиться.
Grand Theft Auto
В 1997 году студии DMA Design (в будущем Rockstar North Limited) и Tarantula Studios (в будущем Rockstar Lincoln) совместными усилиями породили проект Grand Theft Auto, удививший общественность нестандартным подходом к игровому процессу, а также возмутивший ее же безапелляционной жестокостью.
GTA. Иногда приходится и пешком побегать.
Ну, еще бы, с самой первой части игрокам предлагалось выступить в роли преступника, который продвигался по криминальной служебной лестнице, работая шестеркой на криминальных боссов трех городов: Либерти-Сити (Нью-Йорк), Сан-Андреас (Сан-Франциско) и Вайс-Сити (Майами). Целью каждого этапа игры был набор достаточного количества денег – основную часть можно было получить, выполняя миссии, а также пополнить счет, совершая различные преступные действия.
Двухмерный формат смотрелся тогда вполне органично на РС и PS One, где игра вышла почти в одно время. Позже, в 1999 году урезанную версию перетащили на Game Boy Color. И в этом же году, подключив к работе студии Rockstar Canada и Runecraft, разработчики выпустили дополнение с новым городом, машинами и миссиями - London 1969, также на РС и PS One. А в 2001 создали еще одно - London 1961. Эксклюзивно для РС, между прочим.
Grand Theft Auto 2
Вторая часть, вышедшая на РС и PS One в 1999 году (в 2000 на Dreamcast и Game Boy Color) сделала значительный шаг вперед. Нет, двухмерный вид сверху пока никуда не делся, но изменений было предостаточно. Беспредельничать приходилось в недалеком будущем (2013 год – до сих пор, кстати, «недалекое будущее»), в городе под названием Anywhere City, который обошелся без реальных прототипов.
GTA 2. Беспорядки на перекрестке.
В остальном все было похоже на первую часть: несколько банд, на которые можно работать, зарабатывая влияние, кража машин, подработка на легальных работах, требующих водительских навыков, миссии с массовым геноцидом населения и т.д.
Grand Theft Auto 3
Ключевой момент, когда Rockstar перенесла принцип работы с открытым миром в трехмерное пространство, случился в 2001 году. Тогда игра впервые показала себя как приоритетно консольный проект. Преимущество было тогда за Sony с ее PS2. На следующий год игру перенесли на РС, а вот версия для Xbox задержалась до 2003 года.
GTA 3. Проваливай, моя смена началась.
События, разворачивающиеся в 2001 году, возвращали игроков в Либерти-Сити. Разработчики сделали сюжет более цельным, добавили в игру прописанных персонажей. Правда, главный герой при этом все равно остался немым и безымянным. Вследствие перехода в трехмер, в игре появились признаки автосимулятора, а не просто аркадной гонки на плоских машинках. Да и стрельба стала потихоньку подбираться к стандартам TPS того времени. Существенным изменением также стало то, что впервые за историю серии отсутствовал мультиплеер.
Grand Theft Auto: Vice City
DMA Design окончательно освоилась с новым именем (Rockstar North) и в 2002 году выпустила игру Grand Theft Auto: Vice City.Опять-таки, в первую очередь на PS2. Хотя, выпущенная в 2003 году РС-версия создавалась как самостоятельный проект, в отличие от порта на Xbox 2003 года.
GTA: Vice City. Какие у вас тачки, господа. Прям не знаю, какую и угонять…
На этот раз действие разворачивается в Вайс-Сити, куда Томми Версетти (да, герой наконец обрел имя) отправляется после тюремного заключения в Либерти-Сити. Начинается все с грандиозной подставы, крайним в которой становится, конечно же, Томми. В конечном счете, эта ситуация оказывается для него удачной, поскольку, пытаясь вернуть украденные деньги и наркотики, он существенно повышает свое влияние в криминальном мире.
Но суть-то осталась прежняя – свободное перемещения, набор обязательных и побочных миссий преимущественно криминального характера, много езды на машинах и других транспортных средствах, а также беспредел, беспредел и еще раз беспредел. Стоит отметить больший акцент на перестрелках, в том числе и возможность вести огонь за рулем.
Grand Theft Auto: Advance
GTA: Advance. Старый добрый геноцид…
Grand Theft Auto: San Andreas
Серия GTA продолжала придерживаться прежней политики: San Andreas вышел в первую очередь на PS2 (2004), а потом уже на РС и Xbox (2005). В этот раз Xbox хотя бы не отстал от своих конкурентов. Зато отечественные локализаторы учудили – игра была переведена на русский язык только в прошлом году.
GTA: San Andreas. Жульничать? Почему бы и нет?!
На этот раз произойдет небольшое путешествие в прошлое, а точнее в 1992 год. Главный герой по имени Карл Джонсон или просто Си-Джей возвращается в Сан-Андреас и решает навести порядок, наладив плоховато идущие дела своей старой банды. Сценаристы сделали ход конем, в результате чего Сан-Андреас превратился из города в целый шатат, аналог Калифорнии. В ходе своих криминальных приключений Си-Джей посетит три города: Лос-Сантос, Лас-Вентурас и Сан-Фиерро.
Не меняя основных принципов игры, разработчики добавили в нее много нового: существенно расширили набор транспортных средств, добавив туда экзотические образцы, научили героя плавать и ввели элемент прокачки героя. В зависимости от действий игрока, протагонист мог развивать или ослаблять свои навыки рукопашного боя, вождения, бега и т.д.
Grand Theft Auto: Liberty City Stories
GTA: Liberty City Stories. Невидимый столб!
После Vice City для серии начался период портативного формата. Sony добилась статуса эксклюзивности, благодаря чему проект Liberty City Stories вышел сначала на PSP (2005), а потом был портирован на PS2 (2006, без изменений в графике). История Тони Сиприани, известного еще по третьей части, получилась очень успешной – это была одна из самых продаваемых игр для PSP.
Grand Theft Auto: Vice City Stories
GTA: Vice City Stories. О, нет, только не летная миссия…
В 2008 году серия GTA перешла-таки на HD-консоли вместе с релизом проекта Grand Theft Auto 4. Новые игровые платформы бились уже на равных, потеснив персональные компьютеры, на которых игра задержалась с выходом на год.
GTA 4. Я не злой, я предприимчивый.
Нико Беллик, главный герой четвертой части, стал одним из тех доверчивых эмигрантов, которые повелись на сказки о «стране возможностей». Впрочем, Нико жилось куда хуже на родине (где-то в Восточной Европе, но точно не в России), поэтому расклады многострадального Либерти-Сити его не то чтобы устроили, но показались вполне приемлемыми.
Продолжая накручивать в сюжете криминальное кружево, создатели проекта не забыли об остальных аспектах игры, также претерпевших значительные изменения. Боевая система была полностью переработана – во время перестрелок можно было использовать укрытия и автоприцел, а набор приемов рукопашного боя был расширен. В дополнение к этому были добавлены социальные элементы – Нико должен был поддерживать связь с друзьями, периодически участвуя в дружеских попойках, походах в боулинг и т.д.
Grand Theft Auto: Episodes From Liberty City
А вот когда дело дошло до дополнений для GTA4, Xbox 360 все-таки взяла верх над остальными платформами. И The Lost and Damned, и The Ballad of Gay Tony вышли сначала на «боксе», и только потом, в 2010-м добрались до РС и PS3.
GTA: The Lost and Damned. Да я сам не летаю только потому, что мне ездить нравится.
Оба дополнения, не гонясь за массивными геймплейными изменениями, рассказывали две довольно внушительных истории, развивающихся параллельно и переплетающихся с событиями четвертой части. Неплохой ход, раскрывающий все подробности криминальной драмы о Нико через действия двух других героев – байкера Джонни Клебица и мажора Луиса Лопеза.
Grand Theft Auto: Chinatown Wars
И вновь GTA нацелилась на более скромный формат – Chinatown Wars вышла в 2009 году на Nintendo DS, PSP и PS2, а также в 2010 году на iOS. Игра использовала изометрический вид и технологию cel-shading.
GTA: Chinatown Wars. Не везет нынче копам.
Действие вновь разворачивается в трех районах Либерти-Сити, где бывший папенькин сыночек Хуан Ли оказывается вынужден строить собственную карьеру с чистого листа. Разумеется, не без криминального подтекста. Появилось в игре и кое-что новое. Например, различные способы угона машин – чем круче машина, тем сложнее ее завести.
Вот добрались и до неизвестного. GTA 5 пока только успели анонсировать да сообщить, что дело будет происходить в уже известном городе Лос-Сантос и его окрестностях. Остальное - слухи, да и то какие-то размытые.
GTA 5. Полет в светлое будущее.
Про консоли, на которых появится игра, так ничего до сих пор и не сказали. Да и со временем выхода ясности никакой. Наиболее вероятное предположение – 2012 год, но издатели не так давно сообщали, что не уверены в целесообразности выпускать игру в следующем году.