Компания Bethesda старается надолго не оставлять геймеров без возможности исследовать большие и открытые игровые пространства. Правда, работа эта емкая, поэтому выхода The Elder Scrolls 5: Skyrim пришлось ждать довольно долго. И вот, игра, которую ждали с таким нетерпением и рекламировали с таким усердием, наконец-то открыла двери в свой фэнтезийный мир.
С сюжетной завязкой многие уже знакомы. В северной провинции Тамриэля, которая именуется Скайрим, нынче неспокойно. Многие местные жители недовольны политикой Империи и хотят для Скайрима статуса свободной страны, а для имперских оккупантов – хорошего пня под зад. Однако, все эти политические дрязги становятся всего лишь фоном для настоящего бедствия – пробуждения древней расы драконов.
Всего один побежденный дракон и столько шума? Дилетанты…
Крылатые ящерицы начинают возвращаться в Скайрим, предвещая появление могущественного дракона Алдуина. Ничего хорошего это Скайриму не сулит, понятное дело. Но вместе с появлением драконов, выясняется, что по этой же провинции шастает драконорожденный, знать не знающий о своем потенциальном могуществе. Это, разумеется, и есть наш герой.
Над сюжетом сценаристы потрудились на славу, так что те, кто был разгневан достижениями Oblivion, в этом плане должны остаться довольны. Как водится в подобных проектах, характер главгероя изначально является полностью неопределенным из-за наличия постоянной возможности выбирать линию поведения. Глубоко проработанных персонажей мало, но тоже по вполне объяснимым причинам – население Скайрима огромно, как и количество людей, с которыми вам придется общаться. То есть встречи и общение с большинством NPC мимолетны, и узнать их как следует просто нет времени, в отличии от идеи постоянных спутников героя в играх, вроде игр BioWare.
То есть Skyrim это больше игра про одиночку-исследовался. Впрочем, как и всегда, что наверняка порадует прежних фанатов серии. Тем не менее, без логических неувязок в происходящих событиях не обошлось. А виной всему необходимость с первых часов игры привлечь внимание геймеров. Главным образом это касается драконов. Честно говоря, довольно нелепой представляется ситуация, в которой неопытный боец (да что там – салага!) начинает валить крылатых ящериц на потеху местным жителям. И этот же салага по вполне логичным причинам может получить изрядную порцию люлей от более-менее грозного противника. Скажем, мага-отшельника, выносящего непрошенного гостя парой файерболов. Так вот, без ответа остается вопрос: нафига в Скайриме нужен легендарный довакин, если по балансу сил тот же маг-отшельник может в пару часов перефигачить все зарождающееся дракононаселение северной провинции?..
Первые разграбленные руины… Ностальгия.
Но если не искать логики в таких моментах, то играть очень даже интересно. В игре, кроме основного сюжета, просто чертова прорва квестов. Выполнить все эти квесты и исследовать весь Скайрим за одно или два прохождения просто нереально. Да и сами квесты бывают довольно интересными. Конечно, не стоило надеяться на что-то кардинально отличающееся от «сходи-принеси-убей». В этом ключе работают абсолютно все RPG, и более того, так все будет продолжаться и дальше. Вопрос только в том, как это все будет обставлено, и здесь разработчики Skyrim действительно проявляют изобретательность.
Например, при выполнении очередной миссии по зачистке руин вы можете угодить в ловушку, подстроенную местным некромантом и стать объектом его черного юмора и злорадства... временно. А кажущееся на первый взгляд простым посвящение может неожиданно закончиться гибелью одного из наставников. Кроме того, в процессе прохождения присутствует рэндомный элемент – случайные встречи и, конечно, появление драконов, битвы с которыми это отдельная история.
Немалой похвалы заслуживает геймплей. Приятное впечатление оставляет дюже разветвленная система прокачки, не ограничивающая персонажей выбором классов и профессий. По мере улучшения навыков в соответствующих ветках развития будут становиться доступными новые перки, расширяющие возможности игрока, увеличивающие его характеристики или обучающие новым приемам.
Тут, конечно, красиво, но по сторонам лучше не зевать.
Действительно интересной оказалась система двуручного боя, благодаря которой игроки могут использовать очень разнообразные сочетания средств защиты и нападения. Вы можете сочетать использование оружия и магии, лишая себя возможности блокировать удары, можете увеличить мощь заклинания, кастуя его обеими руками, а можете предпочесть более традиционную схему «щит и меч».
Неплохо смотрится AI, заставляющий разные типы врагов вести себя неодинаково. Даже бои с драконами незаскриптованы. Эти крылатые твари ведут себя, как им вздумается. Могут долго кружить, поливая вас огнем с небес, а могут внезапно приземлиться, перейдя в ближний бой на неопределенное время, после чего снова поднимутся в воздух. Они даже могут напасть на каких-нибудь существ поблизости. Правда, не факт, что они после этого выживут. В этом случае вам останется только подобраться к трупу и высосать заветную драконью душу.
Игра унаследовала от предыдущих проектов массивный исследовательский элемент. Это значит, что вы сможете без устали колесить по Скайриму, открывая все новые и новые места, куда можно заглянуть и чем-нибудь поживиться. Это, кстати, переводит наше внимание на игровое окружение и антураж.
Поздний разговор.
Работа проделана невероятная. Ведь, по сути, северная природа не может похвастаться густыми лесами разнообразной флорой и фауной и другими красотами южных территорий. И все же в этом холодном краю есть, на что залюбоваться: безумно красивые звездные ночи, северное сияние, туманы в лощинах и беспросветная метель на горных перевалах, бысрные ручьи и горные реки, бурлящие на порогах и водопадах. Словом, любителям северной природы просто бальзам на душу.
Впрочем, если говорить о технической составляющей проекта, то мимо недоработок пройти просто не получится. Например, можно вспомнить систему освещения, дающую довольно кривые тени. Еще больше проблем с анимацией, и особенно с анимацией полета драконов. Если странное поведение спутников и их появление из ниоткуда смотрится терпимо, то с драконами все на порядок грустнее. Идея с большими летающими ящерицами оказалась крепким орешком для этого движка, поэтому полет дракона выглядит так, как будто чешуекрылую зверюгу водят по небу за палку, воткнутую в спину, периодически поворачивая вокруг своей оси.
Да и со свойственными движку проблемами физики объектов разработчики так и не разобрались. Слишком отзывчивые ко внешнему взаимодействию объекты могут неадекватно на него реагировать. Задетый ногой череп, улетающий в другой конец пещеры это еще полбеды. Но вот бандиты, запускаемые ударом великана на околотамриэлевую орбиту, это уже перебор.
А не порвут ли меня за поворотом?..
Еще одной ложкой дегтя стали многочисленные баги и глитчи. Одни из них вполне безобидны и просто становятся источником бесконечного богатства или позволяют неограниченно использовать ману или выносливость. Другие же сильно мешают игровому процессу, как в случае с непроизвольным ускорением анимации или пропаданием квестовых NPC. Поначалу отъявленные фанаты упорно не хотели всего этого замечать, но теперь уже не поспоришь с тем фактом, что багов в игре прорва.
Впрочем, я всегда лояльно отношусь к недоработкам в действительно хороших играх (а Skyrim это именно такая игра). Впрочем, судя по отзывам, многие сами для себя решили, что этому проекту можно многое простить. Тем более, что Bethesda активно работает над новыми патчами, которые рано или чуть позже все пофиксят. И будет нам счастье.
А пока стоит сказать, что игра удалась и соответствует заявленной разработчиками крутости по большинству характеристик. Это, без сомнения, лучшая RPG с открытым миром на данный момент. Не понравиться она может только в том случае, если вы чересчур щепетильны в вопросах качества технического исполнения, или если вы слишком привыкли к линейному способу повествования, при котором вас ведут по сюжету, сохраняя постоянный динамизм происходящего. Если это не про вас, и вы все еще не бороздите просторы мятежной провинции, отрывая ящеркам хвосты и головы, то Skyrim рекомендован к обязательному ознакомлению.
Оценка редакции:
- Графика - 9
- Геймплей – 10
- Сюжет – 10
- Звук – 9
- Качество локализации – 9
Итог – 9,4