Игровая индустрия - жестокий бизнес. Некоторые ее игроки, даже обладая невероятно популярными брендами и огромными ресурсами (как человеческими, так и финансовыми), не в состоянии выдержать всех трудностей. И главный товар - интеллектуальная собственность - часто оказывается более живучим, чем сам собственник. Тому есть немало примеров. И сколько еще будет.
Прошлое.
Многие из современных акул игропрома выросли из маленьких инди-студий и существуют до сих пор. Но не всем так повезло. Некоторые исчезли полностью, другие, пройдя через девять кругов юридического ада, скромно существуют под новыми именами.
Midway была основана в 1988 году. В 2009 году куплена Warner Bros., а большая часть разработчиков трудится в студии NetherRealm Studios.
Так, например, студия Midway. Есть ли в мире геймер, который не знает серию Mortal Kombat? А гоночную аркаду Spy Hunter или спортивный симулятор NBA Jam? Тем не менее, самостоятельно компания не смогла ни удержать популярность этих брендов, ни развить их, ни, тем более, придумать что-то новое. Проект Wheelman не спас даже Вин Дизель на обложке, а недоделанный Hero, уже под названием Project Awakened и уже без Midway, не смог собрать и 500 000$ на Kickstarter. И последний козырь - Mortal Kombat - не спас компанию даже с “поддержкой” героев DC Universe. Итог, все наследие компании скуплено Warner Bros. Interactive Entertainment, а разработчики из Midway, уже под другим названием, продолжают делать Mortal Kombat.
Компания Acclaim просуществовала с 1987 по 2004 год.
В 90-е годы чуть ли не каждая третья игра выходила под издательством Acclaim, но к моменту банкротства у студии не оказалось почти ни одного более менее интересного тайтла, за исключением пары рейсингов как Burnout или Re-Volt.
Interplay основана в 1983 году и официально существует по сей день.
А вот история компании Interplay насчитывает достаточно громких игр: Wasteland, Fallout, Baldur’s Gate, Descent и многие другие. И даже такой багаж оказался тяжелым для компании, и все эти бренды разошлись по другим студиям. Во вселенную Fallout вторую жизнь вдохнули Bethesda и Obsidian, Wasteland 2 собирает огромные суммы на Kickstarter. Новую Baldur’s Gate до сих пор не могут выпустить Beamdog из-за спора с Atari, а разработчика Descent - Volition - купила THQ.
Как ни странно, но о двух следующих издателях (Atari и THQ) и пойдет речь дальше.
Настоящее.
Компания Atari была основана в 1972 году.
Компания Atari оказалась не очень успешна в качестве издателя игр, хотя достаточно долго пыталась удержаться в этой индустрии. Серия Driver отошла к Ubisoft, Neverwinter - к Perfect World Entertainment, Baldur’s Gate так и висит между ней и Beamdog, выходцами из BioWare. Совсем не давно права на Master of Orion и Total Anihilation были куплены белорусской студией Wargaming.net, выставлена на аукцион марка Test Drive, неизвестна судьба серии Alone in the Dark.
THQ была основана в 1989 году и просуществовала 23 года.
Но, возможно, самым громким банкротством стала история компании THQ. О ее финансовом неблагополучии было известно уже давно, и если у обычных людей оставалась надежда, что компания выкарабкается, то конкуренты давно начали кружить над ней как стервятники и мысленно делить остатки банкрота. В итоге за несколько аукционов наследие THQ расхватали на части. Студия Relic, попала под крыло Sega, и уже успела выпустить Company of Heroes 2. Ubisoft купила студию THQ Montreal вместе с проктами 1666, Underdog и South Park. К Deep Silver попали студия Volition вместе с Saint’s Row и Metro, и как мы уже знаем, с этими проектами все в порядке. Также в распродаже поучаствовали Crytek, Gearbox, Take-two, 505 games, а все остатки (Draksiders, Red Faction, Supreme Commander, Titan Quest, Juiced и прочие) прибрала компания Nordic Games (в прошлом известная, как JoWood).
Будущее.
Нельзя сказать, что положение кого-либо из крупных игроков рынка сейчас нестабильно. Да, в наши дни трудно увидеть игру ААА-класса под новым брендом и без именитых разработчиков, и даже от провала очень дорогого проекта сейчас ни один издатель не закроется. Зато самых разнообразных прогнозов предостаточно: от тотального отказа от издателей в пользу краудфайндинга, до перехода в глобальную "условно-бесплатность". А каким вы видите будущее игровой индустрии?